2 Февраля 2015

Какие привычки руководителей мешают им эффективно взаимодействовать с сотрудниками


На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье

Из-за чего у руководителей возникают плохие привычки

Как избавиться от спесивости, чванства и других качеств, мешающих стать эффективным лидером

Также Вы прочтете

Какие расхожие заблуждения мешают руководителям эффективно управлять сотрудниками

Владимир Гришин
Председатель Совета директоров компании «МСМ-МЕДИМПЭКС», Москва; профессор, кандидат медицинских наук, доктор экономических наук, заслуженный экономист России

Анализируя свой опыт работы на госслужбе и в бизнесе, могу выделить несколько качеств, которые мешают руководителю эффективно взаимодействовать с подчиненными. Это спесивость, жадность, чванство, чрезмерное себялюбие и хамство. В ряде случаев к ним добавляются всезнайство и отсутствие стратегического видения. Зная природу этих недостатков, каждый сможет от них избавиться.

Почему у руководителей появляются плохие привычки

На мой взгляд, существуют четыре причины.

1. Кадровая. И в госаппарате, и в бизнесе при подборе кандидатов на руководящие должности действует одно из двух правил: или «свой, желательно профессионал», или «профессионал, желательно свой». Если руководитель любого уровня не соответствует занимаемой должности, не понимает задач и потребностей бизнеса, в его действиях и решениях начинают превалировать не профессиональные, а личные представления о проблеме. Для него главным становится не эффективное выполнение задачи, а неукоснительное подчинение и беспрекословное выполнение всех его команд и личных указаний, даже если они мешают делу. Отсюда чванство и спесивость.

2. Психологическая. Если в детстве человек подвергся унижениям или постоянно терпел обиды, то став взрослым, он изо всех сил пытается самоутвердиться, часто за счет грубости, подавления окружающих и пр.

3. Культурная. К сожалению, сегодня культурный, добрый и порядочный руководитель — редкость. Более того, такого управленца зачастую расценивают как слабого. Поэтому руководитель, чтобы завоевать уважение подчиненных, вынужден сильнее закручивать гайки, даже если это ему не свойственно.

4. Историческая. Я принадлежу к старшему поколению и еще помню времена, когда моральные ценности диктовала партия и профсоюзы. В 1990-е годы появилось ощущение иллюзорной вседозволенности, породившее массу опасных дезориентирующих установок: обогащайтесь, воруйте, берите, несмотря ни на что, делайте все только ради себя. В обществе не успел сформироваться индивидуализм, как его место прочно занял эгоизм (социальный, экономический, моральный), побороть который уже практически невозможно.
Как наладить эффективное взаимодействие с людьми

Большинство трудностей в управлении руководитель в состоянии преодолеть самостоятельно. Следуйте нескольким правилам.

Окружайте себя правильными людьми.
Внимательно посмотрите на ближайшее окружение — своих заместителей. Если они олицетворяют собой целый ряд отрицательных качеств, знайте, что все это присуще и Вам (по крайней мере, так считают подчиненные, ведь это Вы подобрали такого человека на эту должность). Начните с профилактической беседы. Если не поможет, меняйте окружение. Увидите, как это повлияет на моральный дух коллектива.

Повышайте внутреннюю культуру.
Чтобы развиваться, нужно постоянно учиться. Смотрите хорошие поучительные фильмы, читайте на досуге книги по психологии и управлению. Общаясь с подчиненными и коленами, стремитесь не только слушать, но и слышать, что они Вам говорят. Развивайте в себе скромность, имейте мужество признавать свои ошибки.

Сохраняйте объективную самооценку.
Прежде чем принять жесткое решение, я всегда задаю себе вопрос: кто дал мне право причинять ущерб другим людям, ущемлять и унижать их? Если это формальное право получено только благодаря Вашей должности, подумайте еще раз. Обычно это помогает избежать несправедливости и найти оптимальное решение проблемы.

Изучайте психологию.
Люди, которые находятся на руководящих должностях, должны хорошо разбираться в психологии как отдельного человека, так и общества в целом. Расширяйте познания в данной области, это окажет Вам неоценимую помощь. Развивайте чувство юмора. Оно поможет Вам менее критично воспринимать себя и свои поступки.

Источник:Журнал «Генеральный директор»